Чего надо бояться
Разговоры о новых концепциях и реформах математического образования многим внушают опасения. Прежде всего тем, что чиновники, которые никогда не нюхали настоящей математики, начнут учить математиков, что им делать, издавая все больше инструкций. Конечно обучить в школе каждого считать деньги и подставлять числа в формулы можно и нужно, но к математике это никакого отношения не имеет. А многие именно это и считают математикой. А кому-нибудь нужно то, что математики называют математикой ? И почему математики убеждены, что за их статьи кто-то должен им платить ? Самое страшное, если в школах будут учить не свободно и образно мыслить и четко формулировать свою мысль, не уметь концентрироваться, а выполнять инструкции. Нажимать кнопки на компьютерах ребята учатся сами - этому учить в школе не надо. А вот четко представлять физику и логику компьютера даже хорошие программисты едва ли могут. А это то и есть математика. Математика и математик начинаются там, где не только решаются ранее поставленные кем-то математические задачи, а когда хочется перевести на четкий математический язык физические и жизненные явления и вместо хаоса и мистики создать хорошую организацию. И в то же время, не обманывая себя, четко понимать, где это сделать невозможно. Для этого надо хорошо владеть математическим языком, знать разные области математики и представлять их сегодняшние пределы.Кого сначала - учителей или учеников
Сначала надо понять, кто и что от реформ хочет получить. Улучшить абстрактную математическую науку ? Для чего, как предлагают некоторые, привезя в страну зарубежных математиков, которые резко поднимут наш уровень. К сожалению, я не знаю ни одного зарубежного математика, который это сделал бы, но точно знаю к чему это приведет. Выберет себе маленькую группу способных молодых людей, будет с ними работать над своими довольно узкими проблемами и увезет их потом на Запад или, если он похитрее, создав большой шум и рекламу, оставит их здесь на большой зарплате, но работать они будут над его задачами. Кому то наверное это и надо, но далеко не основной массе математиков. Так что давайте сначала поймем чего каждый математик хочет и что остальные (и в том числе начальство) хотят от математиков и от математики. И здесь мы видим весь спектр желаний. Но логика здесь простая. Учить математике должны и будут математики, и только они. Если математике учит например физик, даже теоретик, это никуда не годится. Физики не владеют важнейшим элементом математики - точным математическим языком. А математик это все таки тот, кто способен написать статью на четком математическом языке. Поэтому сначала поговорим об учителях, а уж потом об учениках. Насколько я видел и здесь и на Западе, многие математики хотят комфортно и спокойно жить, порешивая свои задачи, к которым их ранее привлек научный руководитель. Он хочет иметь достаточную зарплату, не завидовать богатым, ездить по конференциям и т.д. И можно было бы подумать, как многие и думают, что если это обеспечить, то математика и интерес к ней расползется по всем областям науки и практики. Вовсе нет. Тенденции к деградации математики заметны не только в России, но и на Западе, где созданы приемлемые условия для математиков.Как в 20 веке возникли математики-свободные художники
Другой путь
Возможны ли другие пути математикам “оправдать” перед деньгодателями (то есть чиновниками) свое существование. Такой путь я и предлагаю ниже. Он конечно не исключает основного пути, где математик работает на оборону, финансы, промышленность и т.д. Или фактически не работает, но говорит что это очень важно для чего то очень важного сейчас или потом. Но этот путь совсем другой.Гранты и другие пособия
Политика (интриги) в математике играет не меньшую роль чем в других областях жизни. Поэтому одна из основных задач - избежать интриг, политики, борьбы за захват власти и денежных средств. Поэтому я предлагаю - НИКАКИХ дополнительных средств НАПРЯМУЮ на математику НЕ ВЫДЕЛЯТЬ. Правда, обеспечив математикам сносный уровень существования в виде одной для всех зарплаты, как в доброе советское время. Не обижая конечно уже существующей когорты членов РАН. Более того, отказаться от ГРАНТОВ вообще. Все равно большинству достанутся лишь крохи с барского стола. Тем более большинство грантов мизерны и вызывают смех у людей с деньгами, а так называемые МЕГАГРАНТЫ развивают не математику, а политические способности некоторых математиков.Математики как ферменты
Вместо грантов можно выделить эти же средства другим способом. Говоря грубо, подмешать в чиновничью среду некоторую толику активно работающих в науке математиков в качестве обязательного компонента. Теперь уточню. В каждой УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ фирме, а тем более в госкорпорациях, надо предусмотреть обязательные места для математиков. Причем не тех кто имеет диплом мехмата МГУ, а АКТИВНО работающих, то есть публикующих статьи в известных журналах (скажем не меньше 10 за последние 5 лет). Я хочу подчеркнуть что речь идет не о местах математика в узко направленных например инженерных, химических, биологических лабораториях, а именно в управленческих и чиновничьих структурах. Конечно с сохранением их основной работы в научном институте, лаборатории или университете. А тем кто имеет большую педагогическую нагрузку, надо будет ее существенно уменьшить. Что они там будут делать ? Не заменять собой конечно передовой отряд чиновников, не принимать на свою грудь весь груз ответственнпости, а просто НАБЛЮДАТЬ и ОБЩАТЬСЯ, не мешая конечно людям делать их работу. Тем более, что чиновники могут совмещать государственные ну\ды со своими бизнес-проектами. Для выполнения первых нанимаются рабы за смешные деньги, а вторые продаются другим компаниям как интеллектуальная собственность. Почему бы математикам не поучаствовать в этом не в качестве рабов, а на равной основе. Обязанности таковы. Написать МАТЕМАТИЧЕСКИЙ обзор алгоритмов в системе, куда математик попал. И опубликовать его в хорошем математическом журнале. Готовить учеников-математиков для будущей работы в этой системе.Возможные возражения и ответы
1. “Полный бред” Не более других предложений, и во всяком случае это конкретное и легко реализуемое предложение, что лучше общих непонятных слов вроде магистрат, бакалавр и т.д. И тем более лучше постоянных просьб типа “Дайте денег”. За деньги число статей может конечно удвоиться, но тогда они станут в 2 раза хуже.К истории вопроса
Раньше математиков нанимали, или давали хоздоговора, чтобы писать чиновникам диссертации или, в лучшем случае, создать видимость использования науки. Сейчас разговор управленца с математиком идет как с просящим подаяние - “Вот вы сначала создайте то, не знаю что, но чтобы мне чиновнику было хорошо и денег много пришло, а уж потом я изыщу средства вам заплатить”. Но в тоже время видно, что дело даже не деньгах, а в том, что чиновник смертельно боится подпустить близко к себе людей, которые мыслят по-другому.Неожиданные эффекты
Oбщее расширение кругозора.Большая открытость как объявленная цель
Сами системы будут более открытыми, если алгоритмы их работы станут широко известны.