О реформах в математической среде


Этот текст возник как реакция на ту странную ситуацию, которая царит во взаимоотношениях между математиками и деньгодателями. И на страх, что это болото будет гнить еще больше при начале объявленных реформ в математическом сообществе.
В шоу-бизнесе, футболе и т.д. есть менеджеры, продюсеры, свой криминал, который очень много имеет от этого, но благодаря которому эти области цветут и плохо пахнут. А мы даже не знаем есть ли менеджеры математиков, а если есть, то кто они. Сейчас математики отпущены на вольные хлеба. Нужны ли математики кому-нибудь, кроме самих себя и своей науки ?

Чего надо бояться

Разговоры о новых концепциях и реформах математического образования многим внушают опасения. Прежде всего тем, что чиновники, которые никогда не нюхали настоящей математики, начнут учить математиков, что им делать, издавая все больше инструкций. Конечно обучить в школе каждого считать деньги и подставлять числа в формулы можно и нужно, но к математике это никакого отношения не имеет. А многие именно это и считают математикой. А кому-нибудь нужно то, что математики называют математикой ? И почему математики убеждены, что за их статьи кто-то должен им платить ? Самое страшное, если в школах будут учить не свободно и образно мыслить и четко формулировать свою мысль, не уметь концентрироваться, а выполнять инструкции. Нажимать кнопки на компьютерах ребята учатся сами - этому учить в школе не надо. А вот четко представлять физику и логику компьютера даже хорошие программисты едва ли могут. А это то и есть математика. Математика и математик начинаются там, где не только решаются ранее поставленные кем-то математические задачи, а когда хочется перевести на четкий математический язык физические и жизненные явления и вместо хаоса и мистики создать хорошую организацию. И в то же время, не обманывая себя, четко понимать, где это сделать невозможно. Для этого надо хорошо владеть математическим языком, знать разные области математики и представлять их сегодняшние пределы.

Кого сначала - учителей или учеников

Сначала надо понять, кто и что от реформ хочет получить. Улучшить абстрактную математическую науку ? Для чего, как предлагают некоторые, привезя в страну зарубежных математиков, которые резко поднимут наш уровень. К сожалению, я не знаю ни одного зарубежного математика, который это сделал бы, но точно знаю к чему это приведет. Выберет себе маленькую группу способных молодых людей, будет с ними работать над своими довольно узкими проблемами и увезет их потом на Запад или, если он похитрее, создав большой шум и рекламу, оставит их здесь на большой зарплате, но работать они будут над его задачами. Кому то наверное это и надо, но далеко не основной массе математиков. Так что давайте сначала поймем чего каждый математик хочет и что остальные (и в том числе начальство) хотят от математиков и от математики. И здесь мы видим весь спектр желаний. Но логика здесь простая. Учить математике должны и будут математики, и только они. Если математике учит например физик, даже теоретик, это никуда не годится. Физики не владеют важнейшим элементом математики - точным математическим языком. А математик это все таки тот, кто способен написать статью на четком математическом языке. Поэтому сначала поговорим об учителях, а уж потом об учениках. Насколько я видел и здесь и на Западе, многие математики хотят комфортно и спокойно жить, порешивая свои задачи, к которым их ранее привлек научный руководитель. Он хочет иметь достаточную зарплату, не завидовать богатым, ездить по конференциям и т.д. И можно было бы подумать, как многие и думают, что если это обеспечить, то математика и интерес к ней расползется по всем областям науки и практики. Вовсе нет. Тенденции к деградации математики заметны не только в России, но и на Западе, где созданы приемлемые условия для математиков.

Как в 20 веке возникли математики-свободные художники


Как в математике могли возникнуть свободные художники ? С поэтами. музыкантами, артистами, художниками понятно - они действуют на психику людей. А математические статьи понятны только узкому кругу. И значит, эти узкие круги должны были связаться в какие-то цепочки не только между собой, но и с другими кругами, чтобы эти цепочки дотянулись до распределения денежных средств. В основном так и было, и главную роль и в СССР и на Западе играл в этом ВПК.


Другой путь

Возможны ли другие пути математикам “оправдать” перед деньгодателями (то есть чиновниками) свое существование. Такой путь я и предлагаю ниже. Он конечно не исключает основного пути, где математик работает на оборону, финансы, промышленность и т.д. Или фактически не работает, но говорит что это очень важно для чего то очень важного сейчас или потом. Но этот путь совсем другой.

Гранты и другие пособия

Политика (интриги) в математике играет не меньшую роль чем в других областях жизни. Поэтому одна из основных задач - избежать интриг, политики, борьбы за захват власти и денежных средств. Поэтому я предлагаю - НИКАКИХ дополнительных средств НАПРЯМУЮ на математику НЕ ВЫДЕЛЯТЬ. Правда, обеспечив математикам сносный уровень существования в виде одной для всех зарплаты, как в доброе советское время. Не обижая конечно уже существующей когорты членов РАН. Более того, отказаться от ГРАНТОВ вообще. Все равно большинству достанутся лишь крохи с барского стола. Тем более большинство грантов мизерны и вызывают смех у людей с деньгами, а так называемые МЕГАГРАНТЫ развивают не математику, а политические способности некоторых математиков.

Математики как ферменты

Вместо грантов можно выделить эти же средства другим способом. Говоря грубо, подмешать в чиновничью среду некоторую толику активно работающих в науке математиков в качестве обязательного компонента. Теперь уточню. В каждой УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ фирме, а тем более в госкорпорациях, надо предусмотреть обязательные места для математиков. Причем не тех кто имеет диплом мехмата МГУ, а АКТИВНО работающих, то есть публикующих статьи в известных журналах (скажем не меньше 10 за последние 5 лет). Я хочу подчеркнуть что речь идет не о местах математика в узко направленных например инженерных, химических, биологических лабораториях, а именно в управленческих и чиновничьих структурах. Конечно с сохранением их основной работы в научном институте, лаборатории или университете. А тем кто имеет большую педагогическую нагрузку, надо будет ее существенно уменьшить. Что они там будут делать ? Не заменять собой конечно передовой отряд чиновников, не принимать на свою грудь весь груз ответственнпости, а просто НАБЛЮДАТЬ и ОБЩАТЬСЯ, не мешая конечно людям делать их работу. Тем более, что чиновники могут совмещать государственные ну\ды со своими бизнес-проектами. Для выполнения первых нанимаются рабы за смешные деньги, а вторые продаются другим компаниям как интеллектуальная собственность. Почему бы математикам не поучаствовать в этом не в качестве рабов, а на равной основе. Обязанности таковы. Написать МАТЕМАТИЧЕСКИЙ обзор алгоритмов в системе, куда математик попал. И опубликовать его в хорошем математическом журнале. Готовить учеников-математиков для будущей работы в этой системе.

Возможные возражения и ответы

1. “Полный бред” Не более других предложений, и во всяком случае это конкретное и легко реализуемое предложение, что лучше общих непонятных слов вроде магистрат, бакалавр и т.д. И тем более лучше постоянных просьб типа “Дайте денег”. За деньги число статей может конечно удвоиться, но тогда они станут в 2 раза хуже.
2. “Математика купят или вовлекут в серую деятельность, и он будет молчать” Может быть, но это же можно сказать насчет любого нововведения. Но даже, если часть серых денег пойдет тем же математикам, экономия бюджетных средств будет в том, что деньги на математиков государство отнимет у коррупции.
3. “Честных математиков будут отстреливать” Честных везде будут отстреливать, но математики не так наивны чтобы лезть в криминал. В ЛЮБОЙ деятельности можно избежать криминала.
4. “Математик будет полностью зависеть от чиновника” Не будет, если зарплата будет идти из других источников.
5. “Получив зарплату, математик ничего не будет делать” Зарплата не должна быть большой (чтобы те же чиновники не стремились устроить своих родственников на мехмат, как это было раньше). Это только для желающих и тех, кто понимает, что на этом пути могут быть большие перспективы.
6.
Есть коммерческие и другие секреты” Так же как любого сотрудника, математика можно отдать под суд за их разглашение.

К истории вопроса

Раньше математиков нанимали, или давали хоздоговора, чтобы писать чиновникам диссертации или, в лучшем случае, создать видимость использования науки. Сейчас разговор управленца с математиком идет как с просящим подаяние - “Вот вы сначала создайте то, не знаю что, но чтобы мне чиновнику было хорошо и денег много пришло, а уж потом я изыщу средства вам заплатить”. Но в тоже время видно, что дело даже не деньгах, а в том, что чиновник смертельно боится подпустить близко к себе людей, которые мыслят по-другому.

Неожиданные эффекты

Oбщее расширение кругозора.
Управленцы, не контактировавшие тесно с математиками, будут иметь приятную возможность пообщаться с этими странными представителями человеческого рода.
Но и сами математики тоже. Подавляющее число математиков, особенно в молодом возрасте, решают задачи, которые были поставлены в математике ранее, искренне считая, что это и есть развитие науки. Положение белой вороны в управленческой организации должно заставит кого-то пробовать формулировать свои задачи, что потребует конечно войти в те области математики, о существовании которых они раньше и не подозревали.

Большая открытость как объявленная цель

Сами системы будут более открытыми, если алгоритмы их работы станут широко известны.