Интерактивность

Редко встретишь программу, которая решала бы только одну задачу. Среди наших примеров нашлась только одна такая программа — самая первая, которая печатает строчку Hello, world! и не умеет ничего кроме этого. Обычно программа способна решать целый класс похожих задач в зависимости от поступивших данных.

Каким образом информация может попасть в программу извне и повлиять на её работу? Существует несколько способов.

Во-первых, с помощью файлового ввода. Настройки программы, а также данные, предназначенные для обработки, помещаются в файлы, а программа извлекает всё, что ей нужно, из этих файлов. Файловая система является важной частью операционной системы, которая, в свою очередь, служит «окружающей средой» по отношению к работающей программе. Если и возможна программа, которая никак не взаимодействует с окружающей средой, то такая программа уж точно совершенно бесполезна. Типичная программа обменивается информацией со своей средой, и, как правило, изменяет среду — такое изменение как раз и является предназначением программы. Файловый ввод можно понимать и в более широком смысле: в качестве «файлов» как источников информации могут выступать и соединения по сети, и клавиатура компьютера. Файловый ввод становится совершенно незаменимым способом передачи данных в программу, если

Во-вторых, программа может получить информацию через переменные окружения. Мы обсудим этот способ в главе 37. ««Жизнь» Джона Конвея» в разделе «Определение размера экрана». Возможности, предоставляемые переменными окружения, очень ограничены, что, впрочем, не уменьшает важность переменных окружения.

Информатика-54© А. Н. Швец