Практикум по алгебре

Мехмат, 3-й курс


Осенний семестр 2024-25 учебного года

Журнал группы 302, 2024-25 уч. год

Журнал прошлого года

Решения задач присылайте на почту по адресу
vladimir_borisen < собака > mail.ru
В теме письма обязательно указывайте номер группы 302.


Цель курса

Основной целью курса будет знакомство с системой компьютерной алгебры (или, шире, компьютерной математики) SageMath. Из ныне существующих программых пакетов компьютерной математики (Volfram Mathematika, Maple, MATLAb, Maxima и др.) SageMath является лучшим, причем особенно популярен он среди алгебраистов. Достоинствами SageMath являются то, что 1) это свободное и бесплатное программное обеспечение, которое развивается всем миром и включает в себя большинство других существующих свободных математических пакетов; 2) Sage использует язык программирования Python — тем, кто знает Python, не нужно учить дополнительно еще один язык программирования.

Поскольку SageMath является надстройкой над языком Python, мы сначала освоим Python. Знание Python'а само по себе ценно, этот язык в последние годы стал очень популярным — например, почти все программы, работающие с нейросетями, пишутся на Python'е.

В курсе будет несколько тем, по каждой нужно будет сделать одну задачу. Номер задачи по каждой теме выбирается в соответствии с номером студента в журнале. Пусть в списке задач по данной теме N задач, тогда студент должен выбрать задачу k, номер которой совпадает по модулю N с номером студента по журналу m:

km (mod N)
Например, еcли по данной теме 4 задачи, а номер студента 19, то он выбирает задачу 3; студент с номером 12 выбирает задачу 4.

Журнал группы 302, 2024-25 уч. год

Видеозаписи лекций

Видео лекции 25 сентября 2021: приложения теории чисел в криптографии. Схема RSA кодирования с открытым ключом и задачи, возникающие в связи с ней.

Видео лекции 9 октября 2021: Алгоритмы теории чисел, связанные со схемой RSA кодирования с открытым ключом — тест простоты Ферма, кармайкловы числа, вероятностный тест простоты Миллера-Рабина, ρ-алгоритм факторизации Полларда.

Видео лекции 6 ноября 2021: Классы в языке Python3.

Видео лекции 20 ноября 2021: Введение в SageMath. Геометрические задачи на нахождение замечательных точек треугольника.

Видео лекции 18 декабря 2021: Системы алгебраических уравнений и решение различных задач, связанных с ними, в SageMath. Коммутативные алгебры над полем как фактор-алгебры алгебры многочленов от нескольких переменных. Идеалы в алгебре многочленов и аффинные алгебраические многообразия. Теорема Гильберта о конечности базисов. Замечательная теорема Гильберта о нулях, связь между аффинными многообразиями и радикалами идеалов. Базисы Грëбнера идеалов и решение с их помощью различных алгоритмических задач в SageMath.
См. также видео лекции прошлого года на ту же тему.

Записи лекций 2021 ("виртуальная доска")


Тема 1. Язык программирования Python

1.1. Знакомство с языком Python3

Python — простой и изящный объектно ориентированный язык. Переменные в нем не имеют типов, они содержат ссылки на объекты, а тип выражения определяется объектом, который получается в результате вычисления выражения. Это так называемая динамическая типизация — тип выражения определяется лишь во время работы программы, по тексту (статически) его не всегда возможно определить.

Python-программа не требует компиляции и сборки (вернее, эти этапы выполняются незаметно для пользователя). Интерпретатор Python'а позволяет использовать язык в качестве очень удобного калькулятора.

Python легко учится, человек, знакомый с другими алгоритмическими языками, может начать писать программы на Python'е после минимального знакомства с правилами языка, практически сразу.

В качестве примера рассмотрим программу разложения числа на простые множители. На вход функции factor(m) дается натуральное число m, на выходе мы получаем список пар. Первый элемент пары — это простой множитель, входящий в разложение m, второй — показатель степени, в которой этот множитель входит в разложение.

def factor(m):
    res = []
    d = 2
    while m > 1 and d <= m:
        if m%d == 0:
            e = 0
            while m%d == 0:
                m //= d
                e += 1
            res.append((d, e))
        d += 1
    return res

Отметим, что квадратные скобки в Python'е обозначают список, а круглые — кортеж (tuple). Список в Python'е на самом деле представляет собой динамический массив, tuple отличается от списка тем, что его элементы нельзя изменять. Операция целочисленного деления обозначается двумя наклонными чертами "//", одна черта "/" обозначает обычное деление, в результате которого получается не целое, а вещественное число.

Пусть функция factor записана в файл "fact.py". Для ее выполнения запустим интерпретатор Python'а:
>python3
Python 3.6.6 (default, Sep 12 2018, 18:26:19) 
[GCC 8.0.1 20180414 (experimental) [trunk revision 259383]] on linux
Type "help", "copyright", "credits" or "license" for more information.
>>>
Интерпретатор выдает приглашение на ввод команды ">>>". Импортируем все функции модуля "fact" из файла "fact.py":
>>> from fact import *
И затем разложим на множители несколько чисел, вызывая функцию factor:
>>> factor(100)
[(2, 2), (5, 2)]
>>> factor(123)
[(3, 1), (41, 1)]
>>> factor(561)
[(3, 1), (11, 1), (17, 1)]
>>> factor(1024)
[(2, 10)]
>>> factor(101)
[(101, 1)]
>>> factor(2**32 + 1)
[(641, 1), (6700417, 1)]
Отметим, что последнее число 232 + 1 = 4294967297 — это пятое число Ферма

F5 = 225 + 1 = 4294967297.
Его впервые сумел разложить на множители Л.Эйлер:
4294967297 = 641 · 6700417.
До Эйлера ошибочно считалось, что все числа Ферма Fk простые для любого k.

1.2. Элементы теории чисел

Кодирование с открытым ключом и элементы теории чисел

Содержание лекции

Презентация: теория чисел в криптографии

Список задач

  1. Реализовать вероятностный тест простоты Миллера-Рабина.
  2. Реализовать алгоритм для Китайской теоремы об остатках.
  3. Факторизовать целое число с помощью ρ-алгоритма Полларда.
  4. Факторизовать целое число с помощью p-1-алгоритма Полларда (используйте упрощенный p-1 алгоритм Полларда, не требующий вычисления всех простых степеней, не превосходящих верхней границы: qiαN, вместо этого используется N!).
  5. Вычислить квадратный корень из x в поле Zp (p — простое число), т.е. найти r такое, что r2x (mod p).
  6. * Факторизовать целое число с помощью алгоритма Ленстра на эллиптических кривых.

Нужно сделать одну задачу из списка. Всего в списке 5 задач (6-я — необязательная). Студент выбирает ту задачу, которая совпадает по модулю 5 с его номером по журналу. Например, если номер по журналу 18, выбирается задача 3, если 10 — задача 5. Вместо любой задачи можно по желанию сделать задачу 6, более сложную, чем остальные.

1.3. Классы в языке Python

Презентация: Классы в Python'е на примере классов R2Vector и R2Point для поддержки графики на плоскости R2.
Оба класса содержатся в модуле R2Graph, файл "R2Graph.py".

Еще один несложный пример класса: класс Zm, реализующий элементы кольца вычетов по модулю m, файл "Zm.py".

Список задач

  1. Реализовать класс Polynomial, представляющий многочлен произвольной степени с коэффициентами в поле рациональных чисел. Должны быть реализованы операции сложения, умножения, деления с остатком, вычисление наибольшего общего делителя многочленов, производной многочлена, а также вычисление многочлена с теми же корнями, свободного от кратных корней, т.е. частного от деления многочлена f на gcd(f, f').

    Указание: в Python'е рациональные числа представлены классом Fraction в модуле fractions.

        >>> from fractions import *
        >>> x = Fraction(3, 7)
        >>> y = Fraction(1, 5)
        >>> x + y
        Fraction(22, 35)
        
  2. Та же задача, но для многочленов над полем Zp.
  3. Реализовать класс "Элементы поля GFp2", где p — простое число.
    См. Конструкция конечного поля из p2 элементов.
  4. Реализовать класс "Матрицы порядка m×n над полем рациональных чисел". Должны быть реализованы операции над матрицами, приведение матрицы к ступенчатому виду, вычисление ранга, а также для квадратной матрицы вычисление определителя и обратной матрицы и решение линейной системы с невырожденной матрицей.
  5. Та же задача, но для матриц над полем Zp.

Тема 2. SageMath — система компьютерной математики

2.1. Задачи по геометрии

Решения всех задач должны быть оформлены как функции на языке Sage (аналогичны функциям в языке Python). Например, в задаче "Нарисовать треугольник, вписанную окружность и точку Жергона" решение оформляется в виде функции, на вход которой подаются 3 точки и которая возвращает графический объект.

Пример решения задачи: нарисовать треугольник, вписанную и описанную вокруг него окружности, а также изобразить процесс их построения — биссектрисы и серединные перпендикуляры.
Код sage-программы: "geometry.sage".
Пример использования функции:

    sage: load("geometry.sage")
    sage: a = vector([0, 0])
    sage: b = vector([5, 1])
    sage: c = vector([3, 5])
    sage: drawTriangle(a, b, c)

Список задач

  1. Нарисовать треугольник, вписанную окружность и точку Жергона.
  2. Нарисовать треугольник, три внешне вписанные окружности и точку Нагеля.
  3. Нарисовать треугольник и точку Лемуана, которая построена как точка, изогонально сопряженная к точке пересечения медиан.
  4. Нарисовать треугольник и точку Ферма-Торичелли (точка, минимизирующая сумму расстояний до вершин треугольника), изобразив процесс ее построения.

2.3. Кубическая интерполяция и построение кубических сплайнов

Рассматривается задача интерполяции, т.е. построения функции y = f(x) по заданным значениям в дискретном множестве узлов. Чаще всего такая функция строится как сплайн, состоящий из кубических многочленов, причем различаются C1-сплайны с непрерывной первой производной и C2-сплайны, у которых непрерывны первая и вторая производные.

Построение кубического C1-сплайна основано на следующем утверждении.

Пусть заданы два узла интерполяции x0, x1, значения кубического многочлена p0, p1 и значения производной многочлена dp0, dp1 в этих узлах. Тогда такой многочлен существует и единственен.

На следующем рисунке представлен график такого многочлена для значений

x0 = -5, x1 = 6, p0 = -4, p1 = 1, dp0 = 3, dp1 = 1.

Можно самостоятельно вывести формулы для коэффициентов этого многочлена — например, выписав систему из 4-х уравнений и решив ее, либо каким-нибудь другим, более умным способом. Но в любом случае выражения получатся громоздкими, так что лучше предоставить эти вычисления SageMath. Сначала зададим переменные x0, x1, p0, p1, dp0, dp1, а также коэффициенты многочлена по возрастанию степеней a0, a1, a2, a3:

    var("x0 x1 p0 p1 dp0 dp1")
    var("a0 a1 a2 a3")

Зададим многочлен и его производную по x:

    p(x) = a0 + a1*x + a2*x^2 + a3*x^3
    dp(x) = derivative(p(x), x)

Выпишем 4 уравнения:

    eq0 = (p(x = x0) == p0)
    eq1 = (p(x = x1) == p1)
    eq2 = (dp(x = x0) == dp0)
    eq3 = (dp(x = x1) == dp1)

И теперь решим систему уравнений относительно неизвестных a0, a1, a2, a3, воспользовавшись функцией solve:

    res = solve([eq0, eq1, eq2, eq3], [a0, a1, a2, a3])

Результатом является список решений, в данном случае состоящий из одного элемента (т.е. решение единственно). Решение — это список из 4-х уравнений, каждое из них имеет вид

ai = выражение от переменных x0, x1, p0, p1, dp0, dp1.
Например, напечатаем уравнение для свободного члена a0 многочлена:
    sage: res[0][0]
    a0 == -((dp1*x1 - p1)*x0^3 + p0*x1^3 + ((dp0 - dp1)*x1^2 + 3*p1*x1)*x0^2 -
    (dp0*x1^3 + 3*p0*x1^2)*x0)/(x0^3 - 3*x0^2*x1 + 3*x0*x1^2 - x1^3)
Если нам нужно выражение для свободного члена, а не уравнение, то можно воспользоваться методом rhs(), который возвращает правую часть уравнения (от слов right hand side):
    sage: res[0][0].rhs()
    -((dp1*x1 - p1)*x0^3 + p0*x1^3 + ((dp0 - dp1)*x1^2 + 3*p1*x1)*x0^2 -
    (dp0*x1^3 + 3*p0*x1^2)*x0)/(x0^3 - 3*x0^2*x1 + 3*x0*x1^2 - x1^3)
Получив выражения для коэффициентов многочлена интерполяции, нетрудно нарисовать его график. Соответствующая программа содержится в файле "cubicPol.sage". Вот пример ее выполнения:
sage: load("cubicPol.sage")
sage: drawCubicInterpolation(xx0=-5, xx1=6, y0=-4, y1=1, dy0=3, dy1=1)

Задачи на построение кубического сплайна

В задачах надо написать функцию (в смысле Python'а) с именем splineC1 или splineC2, на вход которой передается список пар. Каждая пара содержит координаты (xi, yi) i-го узла интерполяции, при этом координаты x идут в строго возрастающем порядке. Функция должна построить кубический C1 или С2-сплайн (с непрерывными только первыми производными или как первыми, так и вторыми производными). Пример использования функции:

    s = splineC1([(-7, -4), (-5, -1), (-3, -2), (-1, 2),
                 (1, 3), (3, 1), (5, 3), (7, -1)])
    show(s, aspect_ratio=1)
(этот C1-сплайн показан на первой картинке ниже).

При построении C1-сплайна надо дополнительно задать производные в каждом узле, они определяются как полусумма значений тангенсов наклона звеньев ломаной слева и справа от узла. В начальном и конечном узлах производная задается как тангенс угла наклона звена ломаной, выходящего из этого узла.

При построении C2-сплайна решается система линейных уравнений, где неизвестными являются коэффициенты кубических многочленов, составляющих сегменты сплайна. Пусть дан n+1 узел:

(x0, y0), (x1, y1), ..., (xn, yn).
В каждом из промежуточных узлов (xi, yi), 0< i < n, мы имеем 4 уравнения:
1) левый сегмент сплайна принимает значение yi,
2) правый сегмент сплайна принимает значение yi,
3) производные левого и правого сегментов сплайна равны между собой,
4) вторые производные левого и правого сегментов сплайна равны между собой.
В начальном и конечном узлах выписываются по 2 уравнения, для начального узла:
1) значение начального сегмента в точке x0 равно y0,
2) значение второй производной начального сегмента сплайна в точке x0 равно нулю,
и аналогичные уравнения для конечного узла. Общее число уравнений получается равным
2 + 4(n - 1) + 2 = 4n,
что в точности равно числу неизвестных (для n+1 узла имеем n сегментов сплайна, каждый сегмент является кубическим многочленом с 4 коэффициентами, всего коэффициентов 4n). Если выписать уравнения в порядке следования узлов, то матрица этой системы получится ленточной, следовательно, система уравнений решается методом Гаусса за время O(n), т.е. практически мгновенно. (Специально рассматривать случай системы с ленточной матрицей не нужно, SageMath все делает самостоятельно.)

Студенты с нечетными номерами по журналу делают первую задачу, с четными — вторую.

Список задач

  1. Построить C1-сплайн.
  2. Построить C2-сплайн.

2.4. Коммутативная алгебра и базисы Гребнера

Рассматриваются кольца многочленов от нескольких переменных над полем комплексных чисел, конечные наборы многочленов в них, порождаемые ими идеалы и аффинные многообразия. Предполагаются известными теоремы Гильберта о конечности базисов и о нулях, а также теория базисов Гребнера.

Презентация к лекции по коммутативной алгебре: понятие фактор-кольца и фактор-алгебры, идеалы в кольцах и алгебрах, фактор-алгебры алгебр многочленов от нескольких переменных, теорема Гильберта о конечности базисов, теорема Гильберта о нулях, аффинные алгебраические многообразия, задаваемые идеалами, базис Гребнера идеала в алгебре многочленов, работа с многочленами и базисами Гребнера в SageMath.

Рекомендуется книга


а также пособие по математическому практикуму для группы алгебры

Список задач

Во всех задачах рассматривается алгебра многочленов от нескольких переменных над полем комплексных чисел.

  1. Даны два конечных набора многочленов. Определить, задают ли они одно и то же аффинное алгебраическое многообразие.
  2. Выяснить, имеет ли система алгебраических уравнений лишь конечное число решений (при этом хотя бы одно решение должно существовать).