Второкурсникам (а также вечерникам и магистрантам), выбирающим научного руководителя

(ответы Клячко на стандартные вопросы)

Берёте ли Вы учеников? Как все (я думаю): хороших учеников хочу, да; бездельников — нет.
Какие темы курсовых работ Вы предлагаете? Конкретные темы не назову. Посмотрите мои работы и работы учеников, чтобы составить представление об области интересов.
Что надо сделать, чтобы к Вам попасть? Поговорить со мной. Я задам обычные вопросы (и в этом я тоже не оригинален, думаю):
  • Какие у вас оценки в зачётке, приблизительно?
  • Какие оценки по алгебре и линейной алгебре?
  • Какие спецкурсы слушали, спецсеминары посещали, книжки (по математике, сверх программы) читали?
Это не значит, что я беру только отличников или что-то в таком роде. Есть разные примеры. Даже, я бы сказал, ооочень разные... Главное — интерес к науке. Обычно из разговора становится понятно, насколько мы подходим друг другу, или начинает казаться, что стало понятно. Но сейчас (весна 2020) из-за не очень умного, мягко выражаясь, положения, в которое мы поставлены, приходится почти вслепую договариваться. Пишите по электрической почте. А лучше найдите меня, например, в пятницу вечером или ещё позже.
Трудно ли быть Вашим учеником? Короткий ответ — да. На нашей кафедре труднее, чем на других. И конкретно я не самый «халявный» руководитель (даже на нашей кафедре), думаю. Но если у вас есть интерес к математике, любопытство такое, то всё у вас должно хорошо получиться в любой науке и с любым руководителем. Выбирайте по вкусу. Есть, конечно, разница в «пороге вхождения»: в некоторых областях математики чуть ли не школьники способны получать новые интересные результаты, а в некоторых областях надо очень много всего изучить сперва. Теория групп находится где-то посередине этой шкалы, полагаю. Задача номер ноль, которую я перед своими учениками ставлю, это сдать спецкурс «Теория групп» (это очень желательно сделать на третьем курсе и чем раньше, тем лучше). Грубо говоря, студент, сдавший этот спецкурс, считается готовыми к научной работе. (На самом деле всё не совсем так: начинают студенты делать что-то в науке до сдачи спецкурса, а с другой стороны, математикам всю жизнь приходится учиться.)